Эксперты оценили уровень цифровой грамотности граждан старшего возраста
Согласно результатам исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, россияне сильно отстают от жителей Европейского Союза по уровню владениями навыками работы на компьютере и в интернете.Россияне демонстрируют значительно более низкий уровень владения цифровыми навыками по сравнению с жителями Европейского Союза. Таков один из главных выводов проведенного ИСИЭЗ (Институт статистических исследований и экономики знаний) НИУ ВШЭ исследования, основанного на данных Росстата и Евростата.
По оценкам ВШЭ, лишь у 12% взрослых (15 лет и старше) жителей России цифровые навыки развиты выше базового уровня. При этом в среднем в 28 странах ЕС аналогичный уровень демонстрирует треть взрослого населения. В Нидерландах, Финляндии, Великобритании и Дании этот показатель достигает почти 50%.
Впрочем, общий уровень цифровой грамотности в России не так уж и низок – 78% взрослых в той или степени владеют цифровыми навыками. По этому показателю Россия превосходит, в частности, Болгарию (67%), Румынию (74%), Италию (76%), Грецию и Португалию (по 75%); незначительно уступает Венгрии (79%) и Польше (80%).
Почти четверть россиян (24%) владеют цифровыми навыками на базовом уровне, 39% – на уровне ниже базового, у 2% они отсутствуют полностью, а 22% не могли их проявить, поскольку не использовали интернет в последние три месяца на момент проведения исследования.
Для оценки уровня цифровых компетенций граждан авторы исследования использовали информацию о 22 видах действий, выполняемых при работе на компьютере или в интернете. Они были сгруппированы в четыре категории навыков: информационные, коммуникационные, навыки решения проблем и навыки работы с ПО.
К примеру, в категорию «навыки решения проблем» были отнесены установка ПО и приложений, а также передача файлов между компьютерами и другими устройствами. К коммуникационным же, в частности, отнесли отправку и получение электронной почты и телефонные или видео звонки через интернет.
Эксперты ВШЭ констатируют отставание россиян в уровне владения навыками, которые традиционно ассоциируются с офисной работой: использование электронной почты, текстового редактора, работа с электронными таблицами, создание презентаций. Применение в повседневной деятельности языков программирования все еще остается узкоотраслевым навыком.
До сих пор скептически относятся россияне к интернет-покупкам и банкингу. По данным исследования ВШЭ, покупать онлайн готовы не более трети жителей страны. Россияне по-прежнему предпочитают совершать покупки лично – это основная причина отказа от приобретения товаров через интернет. Кроме того, 19% отказавшихся от преимуществ совершения дистанционных покупок мотивировали свое решение недоверием к процедуре. Для сравнения: в странах ЕС интернет-шоппинг в среднем вдвое более популярен (63%) нежели в России.
Несколько реже, нежели в среднем по странам ЕС в России загружают собственный контент (26% против 30%) и запрашивают информацию с сайтов государственных/муниципальных органов власти (39% против 44%).
Лучше всего россияне себя проявляют в сфере коммуникаций – здесь ситуация несколько более благополучная в сравнении с ЕС. По данным исследования, более половины взрослых жителей России пользуются соцсетями, а также регулярно звонят через интернет.
По мнению аналитиков, это отчасти связано с тем, что, завершив свое обучение более 20 лет назад, люди средних и старших возрастов не могли освоить соответствующие компетенции, так как в то время их просто не существовало.
Напомним, что повысить уровень цифровой грамотности вы можете онлайн с помощью пособия " Азбука интернета". Ежегодно появляются новые модули обучения, в том числе для продвинутых пользователей старшего возраста.