На портале Госуслуги все пользователи могут пройти тест на киберграмотность

На портале Госуслуг появился раздел «Кибербезопасность – это просто!», посвященный безопасному поведению в интернете.

В новом разделе пользователи Госуслуг могут:

  • пройти тести узнать, насколько хорошо они умеют распознавать типичные уловки интернет-мошенников и защищать свои данные; 
  • узнать, как обезопасить себя от различных типов угроз – от взлома аккаунта до телефонного мошенничества; 
  • скачать специальные памятки по кибербезопасности. В них перечислены фразы, которые выдают телефонных мошенников, а также информация, которую никогда нельзя раскрывать, и многое другое.


Какими материалами расширенного курса можно дополнить программу базового курса «Азбука интернета»

К уроку 1 «Устройство компьютера» можно добавить главу 1 «Выбор компьютера» модуля 1, а также — главу 4 «Работа со сканером и принтером» модуля 1.

Главу 8 «Портал госуслуг»главу 9 «Сайты федеральных органов власти», главу 10 «Сайт Пенсионного фонда России - pfr.gov.ru» есть возможность соединить с вашей информацией по работе портала государственных и муниципальных электронных услуг, сайтами Правительства РФ, администраций, законодательного собрания, отдельными сервисами органов власти. Как сгруппировать материал, можно посмотреть на примере главы 2 расширенного курса «Региональные интернет-сервисы» модуля 2.  Также сюда можно добавить материалы модуля 11 «Онлайн-сервисы государственных органов власти и ведомств».

К главе 11 «Полезные сервисы» базового курса можно добавить материал главы 1 «Финансовые расчеты в сети интернет», главы 2 «Банковские карты»главы 5 «Банкоматы и терминалы» модуля 4, также материалы главы 4 «Создание презентаций в PowerPoint», главы 5 «Бесплатные программы для обработки изображений»  модуля 5 «Поиск работы в интернете и необходимые для трудоустройства программы», а также модуля 9 «Интернет для отдыха и путешествий: тонкости и полезные советы».

К главе 12 «Социальные сервисы» можно добавить уроки из модуля 3 «Социальные сети». Выберите соцсеть вместе со слушателями и пройдите регистрацию. В каждой главе — подробные инструкции.

К главе 13 «Видеообщение в сети Интернет» можно добавить главу 5 «Оборудование для видеообщения» модуля 1, а также материалы модуля 7 «Программы и приложения для видеообщения в интернете».

Также стоит обратить внимание на материалы модуля 6 «Основы работы на планшете», модуля 8 «Работа с мобильными приложениями»модуля 12 «Основы работы на смартфоне», где собраны уроки и занятия по работе на мобильных компьютерных устройствах.

Дополнительные курсы для граждан старшего возраста, имеющих основные навыки работы в интернете

В разделе «Расширенный курс» можно найти материалы дополнительных курсов для пользователей старшего возраста, которые уже обладают некоторыми навыками владения компьютером.

Каждый модуль — отдельный проработанный курс.

1. Курс «Дополнительные возможности вашего компьютера». Модуль 1 (5 глав, 5 уроков, 10 часов). 

Здесь подробная информация о выборе компьютера, хранении больших объемов информации, работе с флешкой и периферийными устройствами (принтер, сканер).

2. Курс «Региональные интернет-сервисы». Модуль 2 (4 главы, 4 урока, 8 часов).

Составлен на примере сайтов Нижегородской области. Можно использовать основные принципы и подходы. 

3. Курс «Работа в социальных сетях». Модуль 3 (8 глав, 5-6 уроков в зависимости от потребностей слушателей, 10-12 часов).

Здесь приводится описание социальных сетей. Есть инструкция по регистрации в самых популярных социальных сетях. В каждой теме, связанной с работой в интернете, разбираются вопросы безопасности. 

4. Курс «Финансовая интернет-грамотность» (оплата товаров и услуг через интернет: полезные сервисы и платежные устройства). Модуль 4 (6 глав, 8 уроков, 16 часов).

В материалах курса рассказывают, как провести финансовые расчеты в сети, пользоваться банковскими картами, оплачивать с мобильного телефона, что такое электронный кошелек, как работают терминалы и банкоматы. Здесь приводится общая инструкция по платежам в интернете, правила безопасности при финансовых расчетах в сети. Это большой курс, который можно организовать с финансовыми учреждениями (банками) в формате совместного благотворительного проекта.

5. Курс «Поиск работы в интернете и необходимые для трудоустройства программы». Модуль 5 (5 глав, 5 уроков, 10 часов).

В курсе представлены основные возможности поиска работы в интернете, в том числе ресурс Минтруда РФ trudvsem.ru. Есть глава, в которой рассказывают, как составить резюме. Приводится инструкция по работе в программах Excel, PowerPoint и в одном из бесплатных графических редакторов.

6.Курс «Основы работы на планшетном компьютере». Модуль 6 (6 глав, 6 уроков, 12 часов).

В курсе – работа на планшете.

7. Курс «Программы и приложения для видеообщения в интернете». Модуль 7 (6 глав, 6 уроков, 12 часов).

Разбирается  работа в программах видеообщения. Разбирается работа в ряде известных мессенджеров.   

8. Курс «Возможности мобильных устройств. Работа с приложениями». Модуль 8 (5 глав, 7 уроков, 14 часов). 

В курсе дается подробное описание ряда мобильных приложений, советы по их выбору. Особое внимание уделяется правилам безопасности.

9. Курс «Интернет для отдыха и путешествий: тонкости и полезные советы». Модуль 9 (7 глав, 7 уроков, 14 часов). 

В курсе изучаются возможности покупки онлайн-туров, самостоятельной организации путешествия, бронирование жилья, поиск гидов, покупка билетов на поезд, самолет.

10. Курс «Кибербезопасность». Модуль 10 (8 глав, 8 уроков, 16 часов).

В курсе дается информация об IP-адресе, VPN, Cookie-файлах, рассказывается о настройках безопасности браузера, приводятся примеры мошеннических схем. Также есть материалы о том. как подготовить компьютерное устройство к сдаче в ремонт и правила безопасной работы на смартфонах.  

11. Курс «Онлайн-сервисы государственных органов власти и ведомств». Модуль 11 (5 глав, 5 уроков, 10 часов).

Даются материалы о работе с конкретными онлайн-сервисами: как узнать свою кредитную историю, проверить есть ли залог на автомобиль, изучаются сервисы Росреестра, сайт ИФНС, МФЦ, МВД, МЧС.

12. Курс «Основы работы на смартфоне». Модуль 12 (8 глав, 8 уроков, 16 часов).

В курсе изучается работа на смартфонах с нулевого уровня, в том числе даются алгоритмы работы в мобильных приложениях и оплаты со смартфона покупок.

К урокам каждого курса подготовлены подробные методические материалы и презентации. Они будут доступны пользователю портала после регистрации на сайте.


Состав и комплектация учебных групп

Занятия следует проводить в группах от 2 до 10 человек. Нежелательно превышать численность, так как качество обучения может пострадать, а времени на усвоение материала потребуется больше. При формировании группы обратите внимание, что учебная группа должна состоять из слушателей примерно одного возраста. Для слушателей старше 70 лет рекомендуется проводить отдельный набор на курсы.

Оборудование для компьютера преподавателя

Компьютер преподавателя должен быть оборудован веб-камерой, микрофоном, акустической системой для видеообщения и воспроизведения мультимедиа в интернете.

Требования к оборудованию учебного класса

Класс должен быть оборудован персональными компьютерами для каждого слушателя. Использование одного устройства двумя или более слушателями не допускается. Рекомендуется оборудовать класс дополнительным персональным компьютером для преподавателя с подключением мультимедиа-проектора или интерактивной доски.

Персональные компьютеры слушателей должны быть размещены так, чтобы преподаватель видел мониторы, и мог наблюдать за действиями каждого пользователя. Системные блоки лучше разместить прямо на столах слушателей. Это удобно и для того, чтобы быстро подключать периферийные устройства, и для того, чтобы объяснить, как включать и выключать компьютер. 

На сегодня нет отдельных санитарных норм и правил для организации компьютерного класса для людей старшего возраста. Но можно ориентироваться на Постановление
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", которое вступило в силу 1 января 2021 года. 
Здесь много полезной информации, которую можно использовать для комфортного оборудования класса.

Приводим некоторые положение СанПина.
  • Организация рабочих мест пользователей персональных электронных систем обучения (ЭСО) должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°C до +2 °C, средней скорости. 
  • Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам. 
  • В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
  • При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта. 
  •  В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Также стоит обратить внимание, что нормативы площадей основных помещений образовательных организаций  строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, 
Оборудование учебного места слушателя курсов

При выборе оборудования отдайте предпочтение более тяжелым моделям мышек — ими удобнее пользоваться. Клавиатуру лучше выбрать светлую, на которой четко видны буквы и разделение кириллической и латинской раскладок.

Рабочее место слушателя курсов рекомендуется оборудовать веб-камерой, гарнитурой с наушниками и микрофоном. На рабочих станциях в классе жесткий диск следует разделить на C и D. На рабочем столе слушателей не должно быть ярких, контрастных обоев (темы оформления) с мелкими деталями. Используйте простой одноцветный фон. Также не должен быть установлен или активирован скринсейвер (заставка) экрана. На рабочем столе следует размещать только используемые значки программ, папок и файлов.

Скорость подключения к сети интернет всех компьютеров в учебном классе — от 5 Мбит/сек.

Доступ к методическим материалам на сайте «Азбука интернета»

Методические материалы к урокам предназначены для преподавателей. На сайте azbukainterneta.ru в разделе «Методические рекомендации к курсу» к каждой главе-уроку размещены сопроводительные тексты и мультимедийные презентации. Их можно скачать и распечатать.

Чтобы ознакомиться с методическими материалами, нужно пройти регистрацию на сайте.

Образовательные платформы для онлайн-обучения
Каждый пользователь может обучаться онлайн. Cуществует целый ряд образовательных платформ, на которых курсы ведут дипломированные специалисты, в том числе преподаватели вузов. Чтобы начать обучение, нужно зарегистрироваться на сайте. Искать нужную тему можно через форму поиска или по каталогу курсов. По окончании обучения выдается документ, подтверждающий квалификацию. Ниже список самых известных образовательных платформ:
Практически все курсы платные, но есть и бесплатные курсы и акции со скидками.

Организационные вопросы при формировании учебных групп

На первом занятии или организационной встрече проведите опрос или анкетирование, которое определит потребности слушателей. Это позволит преподавателю скорректировать занятия, отразив в материале темы, которые интересуют обучающихся. Обратите внимание слушателей курсов на то, что занятия важно посещать систематически. При пропуске более трех занятий не рекомендуется посещать остальные, так как группа будет вынуждена снизить темп обучения. Нужно принять во внимание психологический аспект: пожилой человек может стесняться сказать, что у него не получается задание. Обратите внимание на действия слушателей во время практических занятий. Если заметили, что кто-то испытывает трудности, подойдите, индивидуально объясните и покажите, как выполнить задание.

Рекомендации преподавателям по проведению дистанционных занятий для пенсионеров

Рекомендации сформированы на основе опыта работы групп по онлайн-обучению пенсионеров в регионах России.

Кому подходит дистанционный формат

Для обучения пенсионеров основам компьютерной грамотности с нуля формат дистанционного обучения, к сожалению, не подходит. Такой вариант возможен только в том случае, если рядом со слушателем находится тот, кто помогает слушателю во всем разобраться, например, научиться управлять мышью и работать с клавиатурой.

Но дистанционный формат вполне подходит тем, кто имеет основные навыки работы на компьютере, пользуется мышью и клавиатурой, знает, что такое рабочий стол, файлы, папки. Тем, кто умеет открывать программы, владеет основами работы в текстовом редакторе, понимает, что такое браузер, способен искать информацию в интернете, работает с электронной почтой. 

Технические особенности дистанционного обучения

У вас и ваших слушателей должны быть компьютерные устройства, подключенные к интернету. В зависимости от занятия должны быть устройства одного типа:

· ноутбук или настольный компьютер, 

· смартфон или планшет. 

Как вариант, можно сформировать группу из слушателей, у которых есть два устройства: настольный компьютер (или ноутбук) и смартфон (или планшет). В этом случае обучающийся может на стационарном компьютере (или ноутбуке) смотреть онлайн-урок и слушать преподавателя. А на мобильном устройстве (смартфоне или планшете) выполнять небольшие практические задания. 

Для онлайн-занятий могут использоваться сервисы -   "Яндекс Телемост", "VKЗвонки", "СберДжаз". Их лучше заранее установить на компьютер преподавателя и слушателей. 

Особенности онлайн-обучения

Главное отличие дистанционного обучения от очного формата — отсутствие практических занятий в ходе урока. По сути онлайн-обучение — это лекция преподавателя на ту или иную тему.

Для того чтобы у слушателей визуально закрепился материал, лекцию дополняют презентациями и видео.

После изложения темы преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у слушателей онлайн, и дает домашнее задание.

При этом слушателям высылают все материалы урока: презентацию, видео, запись онлайн-занятия.

На следующем занятии слушатели разбирают с преподавателем домашнее задание. Если на дом задавали ознакомиться с сервисами «Переводчик», «Карты», «Составление маршрута», «Оформление железнодорожных билетов», можно порасспросить, какие трудности вызвало задание, что было непонятно. И еще раз вместе разобрать на экране алгоритм действий.

Иногда слушатели могут показать выполненное задание. Например, если нужно создать презентацию, сохранить на компьютер, прислать по электронной почте картинку из интернета, создать группу в мессенджере, опубликовать фото, сделать репост в социальных сетях. В этом случае преподаватель может заранее оценить домашнюю работу и в начале следующего занятия пояснить все, что вызвало наибольшее количество вопросов.  

Алгоритм подготовки преподавателя к уроку на основе программы «Азбука интернета»

1. Основываясь на предпочтениях обучающихся, выберите тему урока или курса. Ею может стать тема одного из модулей расширенного курса. Например, модуль 7, где разбираются программы для видеообщения.  

2. Зайдите в раздел «Преподавателю» на сайте azbukainterneta.ru и скачайте материал урока. Адаптируйте его к онлайн-формату. Для этого обратите внимание на практическую часть урока, этот материал частично можно включить в лекцию. На основе практической части и вопросов в конце занятия сформулируйте домашнее задание. При этом продумайте, как вы его сможете проверить.

3. Скачайте презентацию к уроку. Если нужно, отредактируйте.

4. Если есть видео к занятиям, скачайте их с сайта.

5. Выберите программу для онлайн-общения, которую будете использовать. Слушатели должны легко подключаться, демонстрация экрана — быстро открываться. Подготовьте алгоритм действий для слушателей: как скачать программу на свой компьютер, как подключить звук, как транслировать экран.

6. Начиная урок, обязательно включите запись онлайн-занятия.

7. По окончании урока вышлите обучающимся все материалы: запись занятия, презентацию, видео. 

Если у вас есть дополнения или замечания к рекомендациям, основанные на личном опыте, пришлите их на почту admin@azbukainterneta.ru. Мы разместим их со ссылкой на автора.

 

Компьютерные игры для пенсионеров

По данным опросов, проведенных в регионах России, 28% пенсионеров идут на курсы обучения в том числе, чтобы научиться играть на компьютере. Геронтологи считают, что игры могут быть полезны людям старшего возраста.

Например, игры-стратегии и логические игры помогают людям старше 60 лет сохранять бойкость и ясность ума. Это определенная тренировка мозга. Кроме того, играя, пенсионеры быстрее осваивают компьютер, учатся пользоваться мышью и клавиатурой. Также онлайн-игры развивают навыки работы в интернете. Поэтому рекомендуем до начала занятий или на переменах занимать слушателей онлайн-играми. Игры можно найти не только в основных поисковых системах, но и на специализированных сайтах для пенсионеров. Вот ссылки: 


Тренировка навыков работы с мышью

Как правило, у начинающих пользователей старшего возраста возникают проблемы при работе с мышью. Преподавателям следует обратить внимание на тренировку этих навыков. Для этого подойдут обычные игры и специализированные игровые программы. например, подойдет  игра "Пасьянс "Косынка". Также можно найти простые программы-тренажеры  на  в интернете и скачать их на учебный компьютер.  Например, такие программы есть здесь - http://old.bios-irb.ru/misc/trn.xhtml или здесь https://www.10palcev.net/mouse. Перед началом занятия, пока учащиеся собираются, можно открыть данные программы на компьютерах и предложить поиграть в них слушателям.  Также полезными для тренировки мелкой моторики могут быть виртуальные путешествия, такие как  виртуальный тур по Кремлю.

Преподавателю также не стоит забывать о небольшой зарядке для пальцев. Выполнение двух-трех упражнений для разминки кистей рук будет достаточно. Их также можно найти в интернете по соответствующему запросу.


Работа на уроке с учебным пособием «Азбука интернета»

В начале курса слушатели получают специализированное учебное пособие. Его можно скачать с сайта и распечатать, сброшюровать в типографии. Тиражи учебника по базовому курсу печатаются на благотворительной основе в ограниченном количестве. 

Этот материал сокращает время на запись лекции под диктовку. Также обучающиеся могут делать пометки в тетради-пособии. Пройденный на уроке материал слушателям рекомендуется повторять дома, используя учебное пособие.

Стиль изложения материала

Изложение материала должно проходить в максимально легкой форме — простым, понятным языком. Голос преподавателя должен звучать громко и четко. По возможности повторяйте ключевую информацию несколько раз. Изложение материала рекомендуется закреплять позитивными и наглядными примерами.

С первого же занятия одна из задач преподавателя — нивелировать психологический барьер у представителей старшего поколения: страх сломать технику, не суметь научиться, не понять, быть обманутым.

Во время занятий можно повторять следующие аффирмации:

  • Научиться работать на компьютере легко. Это может каждый в любом возрасте.
  • Компьютер — умная машина, он сам себя защищает от случайных и неправильных действий пользователя. 
  • Компьютер — ваш помощник.
  • Интернет безопасен, если соблюдать правила. В сети так же, как и в жизни, нужно быть внимательным и осторожным.

Во время занятий преподаватель должен уделять персональное внимание каждому слушателю.

Возрастные особенности аудитории

Работая с возрастными слушателями, преподаватель должен учитывать некоторые особенности:

  • проблемы цветового зрения: в возрасте бывает сложно различить определенную длину волны, выбрать одно изображение при большом количестве вариантов;
  • сужение диапазона частот, воспринимаемых на слух: в частности, снижение чувствительности к высоким частотам, способности отделять речь от фонового шума;
  • сложности с пространственным распознаванием, снижение способности хранить в памяти пространственные представления и оперировать ими;
  • ухудшение эксплицитной (эпизодической) памяти, касающейся определенных событий и их контекста;
  • потребность больше уделять времени на закрепление новой информации, несмотря на хорошее усвоение ранее приобретенных знаний и навыков.
Сервисы заказа такси через интернет
Все более популярными становятся сервисы вызова такси через интернет. Большинство компаний, предлагающих услуги пассажирского извоза, имеют свой сайт, где содержится информация об услугах, тарифах, сервисе, а также функция заказа такси. Однако у каждого сайта несколько разные возможности. 
Например, сайт может предоставлять только сервис предварительного заказа, как у Яндекс.Такси. Вы заполняете встроенную форму, указав минимальное количество информации: адрес выезда, пункт назначения, время подачи машины, марку автомобиля, номер бонусной карты и так далее. На заполнение такой формы уходит не больше времени, чем на звонок оператору.
Обычно в таких сервисах по вызову такси нужно зарегистрироваться. Практически в каждом существует система оценок водителя и пассажира. Также многие сервисы вызова такси сразу предлагают ввести данные вашей банковской карты. Это удобно, чтобы не расплачиваться с водителем в машине. Заявленная сумма поездки уже точно не увеличится. Во время поездки с вашей карточки автоматически снимут сумму, указанную при заказе такси. С другой стороны, данные вашей карты позволяют компаниям исключать "холостые" поездки. Скажем вы вызвали такси, шофер приехал, но вы по какой-то причине не поехали.  В этом случае с вас все равно спишут сумму за выезд.
Обратите внимание, в целях безопасности лучше завести специальную банковскую карточку для оплаты товаров и услуг в интернете.На сервисах заказа такси через интернет, как правило, сразу можно рассчитать стоимость поездки. 
А еще многие сервисы заказа такси имеют мобильные приложения (тот же сайт в мобильной версии). Закачав такое приложение, вы можете вызвать такси, имея под рукой только смартфон. Такие приложения, как правило, показывают на карте, где сейчас находится заказанная вами машина.
Чтобы найти сервис заказа такси в вашем регионе, нужно зайти на сайт поиска. В строку вписать «вызвать такси через интернет» и указать город. Откроется список сайтов. Выберите наиболее подходящий. Кстати, служба Яндекс.Такси работает в любом регионе.

Новый российский браузер Atom
Atom – новый браузер от Mail.ru на базе Chromium с акцентом на безопасность и приватность.Установить его можно, перейдя на официальный сайт. 
Важные настройки вынесены на видное место: предусмотрен запрет навязчивых уведомлений, блокировка неприятной и шокирующей рекламы, режим инкогнито в соседней вкладке, предупреждения об опасных сайтах, запрет отслеживания вашей истории посещения сторонними компаниями.
Браузер входит в экосистему в "ВКонтакте". То есть  по умолчанию здесь можно настроить быстрый переход в сервисы "ВКонтакте": в социальные сети "Одноклассники" , "ВКонтакте", на электронную почту Mail.ru.
Кроме этого, в Atom встроен плеер "ВКонтакте", чтобы вы могли слушать музыку, переключать треки и искать новые композиции, не заходя на вашу страницу и оставаясь офлайн для друзей.
Оптимизирована загрузка сервисов Mail.ru и "ВКонтакте", чтобы сайты загружались мгновенно, даже если сейчас не самый быстрый интернет.
Atom умеет открывать вкладки инкогнито рядом с обычными. Это очень удобно, если нужно сравнить цены на авиабилеты или  посетить личные странички на чужом компьютере.

Сайт для любителей античной истории
Полное название: Проект «Что такое античность». Адрес в сети: https://arzamas.academy/likbez/antiquity
Создан совместно проектом Arzamas и издательством Яндекса — программой, направленной на развитие образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии. Несмотря на молодость сайта, на нем уже достаточно материалов. Что же там есть для нас?
  • Видео «Древняя Греция за 18 минут».
  • Видео «Древний Рим за ХХ минут».
  • Семь лекций.
  • Масса интересных материалов, таких как «Словарь древнегреческой культуры» или «Краткий путеводитель по греческой философии». А еще можно узнать «Какой вы еретик».
  • Отличный тест.
И в целом сайт Arzamas.academy может быть всем,интересующимся искусством, историей, культурой, наукой. Здесь также есть отличный детский раздел, который поможет с пользой занять детей.  
Как и куда отправить жалобу на рекламные звонки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и мобильные операторы связи запустили сервис для подачи жалобы на нежелательные СМС и звонки.
Сейчас могут подать жалобу абоненты операторов:«Теле2»;«МТС»;«Мегафон».Скоро сервис заработает и у других операторов.

Алгоритм действий:
1. Перейти на сайт https://fas.gov.ru/
2. Вверху справа перейти в раздел "Подать жалобу на спам-рекламу"
3. Выбрать оператора связи.
4. Заполнить электронную анкету.
5. Нажать отправить.

Блокировка нежелательной рекламы произойдёт в течение 72 часов.
Данная заявка не является обращением в ФАС, поэтому не предполагает ответа от самого ведомства. Меры по заявке принимают операторы связи.

Снятие наличных с банковской карты на кассе в магазине для клиентов Сбера

Сбер и X5 Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») запустили сервис снятия наличных на кассах супермаркетов «Перекресток». Воспользоваться им могут обладатели карт любых банков, поддерживающих эту услугу. Главное условие — наличные выдаются при оплате покупок картой на кассе. 

Чтобы получить наличные, теперь не обязательно идти в банк или искать нужный банкомат. Это можно сделать вместе с покупкой продуктов. Клиенты Сбера могут снять до 5 тыс. рублей за один раз и до 20 тыс. рублей в месяц. Снимаемая сумма должна быть кратна 100 рублям. Комиссия за выдачу наличных не взимается. 

Перед тем, как оплатить покупки, предупредите кассира, что вы хотите получить наличные со своей карты. Когда кассир проведет через кассу товары, он добавит в чек сумму, которую вы хотите получить. После оплаты картой он выдаст вам деньги. 

Сервис по снятию наличных только появился, и если он окажется популярным и востребованным, такую же услугу могут ввести в магазинах «Пятерочка».