13.07.2022
– Как вы полагаете, – задает вопрос библиотекарь, – почему в этом вагоне все места раскуплены, а в соседнем – нет? Давайте посмотрим, чем они отличаются. Оказывается, в одном из них нет вай-фая и биотуалета, а в соседнем есть.
В Центральной библиотеке Волгограда им. Маргариты Агашиной пенсионеры оживленно обсуждают за компьютером, как на сайте в интернете купить билет на поезд.
– У нас в зале давно стоял компьютер, доступный для читателей, – пояснила Лилия Пузенцова, замдиректора библиотеки. – Они могли на нем, к примеру, посмотреть наш электронный каталог. Но пожилые читатели пользоваться компьютером самостоятельно не могли. Нам приходилось консультировать их.
Возникла идея собрать группу из пожилых людей, которые хотели бы освоить основы работы на компьютере. Сначала это были только читатели этой библиотеки, а потом на занятия стали приезжать желающие изучать компьютер даже из Краснослободска и Волжского. Идею подхватили филиалы библиотеки, для пожилых волгоградцев организовали занятия во всех районах города. Бесплатно, независимо от знаний
– Инициатива, – продолжает Лилия Пузенцова, – получила поддержку мэрии. Благодаря этому в библиотеке им. Агашиной был открыт специальный зал для занятий пенсионеров по программам обучения компьютерной грамотности. А региональное отделение ПФ России издало учебное пособие «Азбука интернета» для людей старшего поколения. С его помощью мы стали обучать пожилых.
Уже несколько лет эти курсы работают беспрерывно, даже во время пандемии шли занятия – в формате онлайн, пенсионеры при этом не только учились, но и общались в соцсетях.
– Это то, в чем многие из них очень нуждаются, кроме того, программа рассчитана на то, чтобы обучать пожилых людей работе на компьютере с нуля, – объясняет библиотекарь Анатолий Судаков. – С того, как включить компьютер, как ввести пароль, зарегистрироваться в качестве пользователя в соцетях, как создать свой профиль и пользоваться им.
Если нужно, ведущий часового занятия остается после и с каждым повторяет, объясняет, показывает. Те, кто помоложе, усваивают материал быстрее и через шесть-семь занятий уже сами начинают «консультировать» своих более пожилых «коллег».
– Ноутбук лежал у меня дома мертвым грузом, – рассказывает Тамара Григорьевна. – А ведь сейчас без компьютера и интернета никуда. После занятий я могу его включить, войти в сеть, напечатать самостоятельно текст, посмотреть любой фильм. А еще могу проверить, есть ли билеты на нужный мне поезд, и при этом не надо ехать на железнодорожный вокзал.
В этой же группе занимался и 73‑летний мужчина, в свое время он работал программистом на больших ЭВМ, информация в которые вводилась посредством перфокарт, а выводилась на перфолентах. Первые два занятия этот пенсионер, по словам преподавателя, ничего не понимал в современном компьютере. Но на третьем появился явный прогресс, а после пятого он усвоил алгоритм работы на компьютере и дальше изучал его уже собственными силами.
Интересно, что после окончания занятий возрастные курсанты не теряют связи друг с другом, продолжают дружить и общаться, вместе просматривают фильмы, ходят друг к другу в гости.
– Я надеюсь, – обращается Анатолий Судаков к очередной своей группе, – что вы тоже будете дружить друг с другом и далее. Компьютер вам в этом поможет.
Комментарий доктора:
– У многих пожилых есть проблемы с краткосрочной памятью, – говорит доктор медицинских наук Юрий Гуров. – Активный образ жизни помогает эти проблемы преодолеть, это – профилактика деменции и старческого слабоумия. Но для этого активный образ жизни у пожилых людей должен быть связан с определенной целью. Цели могут быть самыми разными. Например, навести порядок в собственной квартире, чем‑то помочь внукам, написать какую‑то статью или обучиться работать на компьютере. А при движении к поставленной цели организм настраивается соответствующим образом энергетически. Известен случай, когда человек в возрасте 94 лет написал очередную книгу и у него не наступила деменция.
В Волгоградских библиотеках пенсионеров обучают компьютерной грамотности
Курсы повышения компьютерной грамотности для людей старшего возраста и инвалидов организованы на базе Централизованной системы городских библиотек Волгограда. Только с начала 2021 года почти 250 человек получили на них знания, необходимые для того, чтобы компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни. А всего работники библиотеки приобщили к компьютеру более 3500 волгоградцев.– Как вы полагаете, – задает вопрос библиотекарь, – почему в этом вагоне все места раскуплены, а в соседнем – нет? Давайте посмотрим, чем они отличаются. Оказывается, в одном из них нет вай-фая и биотуалета, а в соседнем есть.
В Центральной библиотеке Волгограда им. Маргариты Агашиной пенсионеры оживленно обсуждают за компьютером, как на сайте в интернете купить билет на поезд.
– У нас в зале давно стоял компьютер, доступный для читателей, – пояснила Лилия Пузенцова, замдиректора библиотеки. – Они могли на нем, к примеру, посмотреть наш электронный каталог. Но пожилые читатели пользоваться компьютером самостоятельно не могли. Нам приходилось консультировать их.
Возникла идея собрать группу из пожилых людей, которые хотели бы освоить основы работы на компьютере. Сначала это были только читатели этой библиотеки, а потом на занятия стали приезжать желающие изучать компьютер даже из Краснослободска и Волжского. Идею подхватили филиалы библиотеки, для пожилых волгоградцев организовали занятия во всех районах города. Бесплатно, независимо от знаний
– Инициатива, – продолжает Лилия Пузенцова, – получила поддержку мэрии. Благодаря этому в библиотеке им. Агашиной был открыт специальный зал для занятий пенсионеров по программам обучения компьютерной грамотности. А региональное отделение ПФ России издало учебное пособие «Азбука интернета» для людей старшего поколения. С его помощью мы стали обучать пожилых.
Уже несколько лет эти курсы работают беспрерывно, даже во время пандемии шли занятия – в формате онлайн, пенсионеры при этом не только учились, но и общались в соцсетях.
– Это то, в чем многие из них очень нуждаются, кроме того, программа рассчитана на то, чтобы обучать пожилых людей работе на компьютере с нуля, – объясняет библиотекарь Анатолий Судаков. – С того, как включить компьютер, как ввести пароль, зарегистрироваться в качестве пользователя в соцетях, как создать свой профиль и пользоваться им.
Если нужно, ведущий часового занятия остается после и с каждым повторяет, объясняет, показывает. Те, кто помоложе, усваивают материал быстрее и через шесть-семь занятий уже сами начинают «консультировать» своих более пожилых «коллег».
Кто же занимается на курсах компьютерной грамотности в библиотеке? Эти люди категорически не любят, когда их называют стариками. Они ведут активный образ жизни, и старость – не про них. К примеру, Елена Данилова – бывшая медсестра. Как рассказывает она сама, на курсы по компьютерной грамотности ее привело то, что без посторонней помощи она не могла пользоваться сайтом «Госуслуг».
– Занятия на курсах увлекательные, – утверждает пенсионерка. – Преподаватель рассказывает все, что мы хотим знать по работе на компьютере, поясняет на конкретных примерах. Теперь я могу свободно пользоваться интернетом и даже форматировать документы.
Тамаре Хачатуровой в этом году исполнится 70 лет, 30 из них она отработала в системе ЖКХ, была лучшим мастером своего предприятия, вела активный образ жизни, но в компьютерных делах не разбиралась вообще.– Ноутбук лежал у меня дома мертвым грузом, – рассказывает Тамара Григорьевна. – А ведь сейчас без компьютера и интернета никуда. После занятий я могу его включить, войти в сеть, напечатать самостоятельно текст, посмотреть любой фильм. А еще могу проверить, есть ли билеты на нужный мне поезд, и при этом не надо ехать на железнодорожный вокзал.
В этой же группе занимался и 73‑летний мужчина, в свое время он работал программистом на больших ЭВМ, информация в которые вводилась посредством перфокарт, а выводилась на перфолентах. Первые два занятия этот пенсионер, по словам преподавателя, ничего не понимал в современном компьютере. Но на третьем появился явный прогресс, а после пятого он усвоил алгоритм работы на компьютере и дальше изучал его уже собственными силами.
Интересно, что после окончания занятий возрастные курсанты не теряют связи друг с другом, продолжают дружить и общаться, вместе просматривают фильмы, ходят друг к другу в гости.
– Я надеюсь, – обращается Анатолий Судаков к очередной своей группе, – что вы тоже будете дружить друг с другом и далее. Компьютер вам в этом поможет.
Комментарий доктора:
– У многих пожилых есть проблемы с краткосрочной памятью, – говорит доктор медицинских наук Юрий Гуров. – Активный образ жизни помогает эти проблемы преодолеть, это – профилактика деменции и старческого слабоумия. Но для этого активный образ жизни у пожилых людей должен быть связан с определенной целью. Цели могут быть самыми разными. Например, навести порядок в собственной квартире, чем‑то помочь внукам, написать какую‑то статью или обучиться работать на компьютере. А при движении к поставленной цели организм настраивается соответствующим образом энергетически. Известен случай, когда человек в возрасте 94 лет написал очередную книгу и у него не наступила деменция.