Размер шрифта:

Цвет сайта:

Убрать картинки:

Модуль 3: Социальные сети
Глава 1: Общие принципы

Виды и форматы социальных сервисов для общения

В интернете существует целый ряд социальных сервисов, где пользователи могут общаться друг с другом, вести публичные записи, дневники, искать друзей, знакомиться с новыми людьми. Существует несколько форматов:

  • классические социальные сети;
  • блоги и видеоблоги;
  • мессенджеры.

Все социальные сервисы строятся по одному принципу. При этом каждый имеет свои особенности.

Классические социальные сети, такие как «Одноклассники», «ВКонтакте» были первыми разработками, которые позволяли пользователям интернета общаться, размещать публичные материалы: статьи, заметки, фотографии, видео.

Здесь можно вести личную переписку с пользователями и заявлять о себе, своих интересах публично. К вам могут добавляться друзья, которые в ленте новостей будут видеть ваши новые публикации. Так выглядит страница «ВКонтакте»: слева — разделы, в центре — поле, где можно набрать текст и прикрепить видео или фото 1.1.

1.1

Именно социальные сети имеют функционал, помогающий найти родных или знакомых, контакты которых давно потеряны.

В социальных сетях пользователь может не только вести публичный дневник на своей страничке, делиться новостями, но и вступать в группы, подписываться на сообщества по интересующим темам. Кроме того, можно самим создавать тематические группы, блоги, странички участников проекта или клиентов компаний. Общение в таких группах или сообществах — отличный способ найти единомышленников, ведь каждый пост пользователь может как минимум лайкнуть, то есть оценить. В каждой социальной сети используются разные значки для оценок.

В «Одноклассниках» — это «Класс!»

В «ВКонтакте» — сердечки.

К публикациям можно оставить комментарий, отзыв. Часто в таком общении появляются новые друзья. Считается, что чем больше оценок и комментариев к вашим публикациям, тем вы популярнее, а значит, более интересны для пользователей данной сети.

Популярность вашей странички (паблика) определяется количеством друзей/подписчиков.

Авторы страничек с большим количеством подписчиков могут зарабатывать в сети, размещая рекламу.

«ВКонтакте» и «Одноклассниках» — это сайты, которые можно найти в интернете на вашем компьютере. Но у тех же социальных сетей есть и мобильные приложения, которые устанавливаются на смартфон. Таким образом, вести переписку, размещать публикации, следить за новостями друзей можно и на компьютере, и на смартфоне.

Сегодня в социальных сетях реализована возможность онлайн-трансляций, аудио- и видеозвонков. Так, «ВКонтакте» недавно выпустил отдельное приложение и для компьютеров, и для смартфонов «VK Звонки». Оно позволяет демонстрировать экран и собирать для онлайн-общения нужное количество участников. Можно его использовать для обучения или проведения онлайн-лекций 1.2.

1.2

При этом существуют социальные сети, которые созданы только для смартфонов и имеют лишь мобильные приложения. Например, развивающиеся российские разработки Now App (где люди могут делиться медиаконтентом: фото и короткими видео), TenChat (социальная сеть, где акцент сделан на профессиональные интересы и деловое общение).

Блоги очень похожи на классические социальные сети. Самые известные в нашей стране блоги: «Живой Журнал», «Дзен», «Пульс Mail.ru», «ЯRUS». В них вы также, как в классических соцсетях, регистрируете аккаунт — свою страничку, где размещаете публикации, а ваша лента публикаций может называться дневником, блогом, каналом. Здесь вы вряд ли найдете давно потерянные контакты старых друзей, поскольку поиск затруднен - ведь блоги имеют название, придуманное автором. При этом он не всегда публично указывает свое реальное имя и фамилию. Статьи в блоге пользователи могут комментировать и оценивать так же, как и в социальных сетях 1.3.

1.3

Каждый автор здесь старается набрать наибольшее количество подписчиков, оценок (лайков) и комментариев к публикациям.

У блогов есть возможность подключения монетизации. Популярность блога зависит от разных показателей: количества подписчиков, комментариев, оценок статьи, дочитываний, частоты размещения публикаций. Каждая блог-платформа имеет свои особенности. Например, есть ресурсы, где можно размещать разные форматы контента (авторской информации): фото с текстом, видео. А есть блоги, где размещают только видео, например, RuTube (аналог иностранного YouTube). У таких видеоблогов главным показателем для монетизации является количество просмотров видео.

Мессенджеры (от англ. message — сообщение) — еще один формат социального сервиса для общения. Популярные программы - WhatsApp, «Вайбер», ICQ, «Телеграм». Главный функционал — возможность вести переписку, звонить, в том числе по видеосвязи, знакомым, друзьям, коллегам. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться сообщениями и при этом не тратить деньги на СМС и звонки. Все общение тут идет через интернет. Мессенджеры разрабатывались как приложения для смартфона, поэтому зарегистрироваться в них можно только на смартфоне, но уже появились и версии для компьютера.

Некоторые мессенджеры внедряют отдельные элементы блогов. Например, в «Вайбер», «Телеграм» каждый пользователь может создавать свои тематические каналы-блоги. Вот так выглядит страница мессенджера «Телеграм» на компьютере: слева — контакты и каналы, в центре — сообщения 1.4.

1.4

В каналах в «Телеграме» под постами также есть возможность оценить публикацию и оставить комментарий.

Во многих мессенджерах есть функция видеообщения. Она предусмотрена в версиях программ как для смартфонов, так и для компьютеров. А есть специализированные программы для видеообщения: «Скайп», «Яндекс.Телемост», «СберДжаз». С течением времени программы совершенствуются, появляются новые разработки, поэтому стоит следить за новинками.

Регистрация

Чтобы начать общение в социальных сетях, необходима регистрация. В большинстве мессенджеров – таких как «Телеграм», «Вайбер», «Вотсап» - регистрация возможна только со смартфона, поэтому сначала нужно установить соответствующее приложение на мобильный телефон.

Зарегистрироваться в «Дзен», «ЯRUS», «ВКонтакте», «Одноклассниках» можно и на компьютере, и в приложении на смартфоне.

Чтобы стать активным пользователем социальной сети, нужно:
  1. Зарегистрироваться.
  2. Добавить информацию о себе.
  3. Добавить фотографию.
  4. Найти и добавить друзей.
  5. Периодически выкладывать свои фотографии.
  6. Общаться, комментировать записи.
  7. Создать или вступить в группы по интересам.

Чтобы начать общение, размещать публикации или комментарии в социальной сети, мессенджере, блоге, нужно пройти регистрацию — заполнить форму-анкету. Как правило, требуется номер телефона или адрес электронного почтового ящика, на которые будет отправлен код для подтверждения регистрации. Часто вместо кода на ваш телефон регистрационный сервис может сделать звонок. Брать трубку в этом случае не надо. А в качестве кода потребуется вписать 4-6 последних цифр номера телефона, с которого пришел звонок. Сам процесс регистрации прост. Нужно следовать подсказкам сервиса.

Обратите внимание, что логин и пароль от социальных сетей может подходить к другим сервисам данного разработчика. Например, если у вас зарегистрирован аккаунт «ВКонтакте», то данный логин и пароль может подойти еще к ряду сервисов VK. Это так называемый единый ID (АйДи), c которым можно зарегистрировать электронную почту, получить доступ к мессенджеру «ТамТам», авторизоваться в приложении объявлений «Юла», в браузере Аtom, приложении доставки продуктов «Самокат» и т.д. Точно так же для доступа к своей страничке на блог-платформе «Пульс Mail.ru» достаточно ввести логин и пароль почты mail.ru (если вы регистрировали электронный почтовый ящик на mail.ru).

Информация о пользователе

После регистрации пользователю предлагают добавить фотографию. В социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» попросят больше рассказать о себе, добавить место жительства, школу и вуз, в которых учились, рассказать об интересах. Это упрощает поиск знакомых, друзей, родственников среди пользователей. Но не увлекайтесь: сообщать улицу, номер дома и квартиры или номер телефона и банковской карты совершенно не нужно. Всегда думайте о безопасности! В интернете часто сложно понять, кто с вами общается, и есть риск нарваться на мошенников.

На блог-платформе тоже нужно будет установить фотографию, вписать название канала, сделать небольшое описание. Если есть желание, можно указать себя как автора. Обычно авторские блоги пользуются большим спросом и доверием у читателей.

В мессенджерах также можно добавить фотографию. Здесь вы вводите минимум данных о себе: можно, например, указать только имя.

Особенности оформления

В оформлении социальных сервисов есть интересные моменты. Например, можно увидеть - в сети ли пользователь, когда заходил в последний раз, на компьютере работает или смартфоне. Обычно такие надписи появляются рядом с именем пользователя. В примере ниже мы видим такую надпись на страничке пользователя «ВКонтакте» — «заходила час назад» и значок смартфона. Значит, час назад пользователь был в данной социальной сети и заходил со смартфона 1.5.

1.5

При личной переписке в социальных сетях, блогах и особенно мессенджерах около сообщений можно увидеть галочки. Если они есть, значит, сообщение доставлено. Если они окрашены в зеленый, синий цвет (или фиолетовый, как в «Вайбер»), значит, сообщение прочитано 1.6.

1.6

Публикациями в социальных сетях, блогах, мессенджерах вы всегда можете поделиться. Предположим, вам понравилась какая-то информация или видео. Чаще всего под публикацией есть стрелочка, которая позволяет переслать это сообщение своему собеседнику. Вы можете переслать его пользователю, который также зарегистрирован в этом сервисе, а можно скопировать ссылку на публикацию и прислать ее на адрес электронной почты или собеседнику в другом мессенджере. Например, в нашем примере публикацией в «Дзен» вы можете сразу поделиться с пользователями в «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Телеграме», а можете скопировать ссылку 1.7.

1.7

Все кнопки управления информацией на странице в социальных сетях, блогах, мессенджерах интуитивно понятны.

Некоторые не имеют подписи и изображаются символами:

  • прикрепить файл;
  • общение;
  • сообщение;
  • сделать или прикрепить фотографию;
  • видео;
  • или отметка «Нравится»;
  • контакты;
  • поиск;
  • редактировать написанное или написать письмо.

Когда вы наводите курсор мыши на ту или иную надпись, кнопку или изображение, появляется пояснение. Используйте эту функцию, чтобы изучить все возможности социальной сети.

Настройки страничек и каналов

В социальных сетях, блогах, мессенджерах вы можете настраивать видимость своей странички, включать или отключать определенные функции.

Например, есть возможность отключить комментарии и оценки пользователей. Сам пользователь может отключить и функцию видимости для собеседника своих действий: прочитано сообщение или нет, был в сети или нет.

В социальных сетях можно сделать видимой вашу страничку только для друзей, можно отключить личные сообщения от сторонних пользователей, отключить видимость странички для незарегистрированных в социальной сети пользователей и т.д.

Автор на своей страничке или в своем канале может удалять не понравившиеся ему комментарии.

Обязательно обратите внимание на настройки безопасности. Часто ресурсы предлагают включить двухфакторную аутентификацию пользователя, то есть при каждом входе на вашу страничку вам на смартфон или электронную почту дополнительно будет приходить СМС-извещение. Это поможет защитить ваши аккаунты от взлома. Стоит также в социальных сетях указать и адрес электронной почты. В этом случае будет проще восстановить доступ к страничке, если вдруг забыли пароль.

Если возникают вопросы, воспользуйтесь разделом «Помощь», «Задать вопрос» или «Справка». Они присутствуют на всех социальных ресурсах для общения. Также в Сети интернет есть много советов от пользователей как выкладывать музыку, создавать сообщества и быть активным участником социальной сети.

Сегодня социальные сети, блоги, тематические каналы часто используют для продвижения товаров или услуг компании и предприниматели. Есть блогеры, которые делятся своими знаниями и умениями. Иногда они привлекают большую аудиторию развлекательным контентом и таким образом зарабатывают деньги.

Активное развитие социальных сетей стало поводом для появления новой профессии SMM-специалиста (Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях). Этот человек занимается ведением аккаунтов, пишет публикации (посты), настраивает рекламу, общается с подписчиками, отвечает за количество подписчиков и позитивное восприятие проекта или компании. Работает, как правило, удаленно. Эту профессию можно освоить в любом возрасте.

Заработок в социальных сетях на размещении рекламы

Заработок в социальных сетях на размещении рекламы называется монетизацией. Многие хотят сделать соцсети источником дохода, поэтому авторы стараются набрать как можно больше подписчиков и монетизировать свою страничку. Для этого проводят конкурсы, раздавая призы за подписку пользователям, или рекламируют свои публикации за деньги (таргетинг).

В каждой социальной сети могут быть разные форматы и условия для заработка. Вот, например, несколько вариантов:

  • вступить в партнерскую программу (фактически вы дадите разрешение размещать на вашей странице рекламу);
  • ввести платную подписку на новые материалы, которые появляются на вашей страничке;
  • зарегистрироваться на маркет-платформе, где вы указываете условия размещения рекламы;
  • можно также зарабатывать деньги на просмотрах видео и прослушиваниях музыки;
  • напрямую сотрудничать с брендами и размещать рекламу на индивидуальных условиях;
  • открыть донат (сбор благотворительных средств для поддержания своей странички).

В блогах часто работает первый вариант, когда ресурс около ваших статей размещает рекламу, а вам за это платит деньги. Количество выплачиваемых авторам вознаграждений на разных блог-платформах зависит от ряда показателей: учитывается количество подписчиков, комментариев, лайков.

Размещать рекламу следует с соблюдением законодательства, в частности закона о рекламе. Блогеры, авторы в социальных сетях с осени 2022 года должны маркировать рекламу и сообщать данные о ней в «Единый реестр интернет-рекламы» (erir.grfc.ru). Важно понять, что если блогер напрямую работает с рекламодателем, то он обязан маркировать и подавать сведения в Реестр. Если рекламу размещает на страничке блогера сама платформа (социальная сеть), то, как правило, она и передает необходимую информацию в Реестр.

При этом есть исключения: рекламой не является рассылка информации в личных сообщениях и так называемый плейсмент, когда акцент на продукте не делается, он просто присутствует в видео или фото.

Перед тем, как начать размещение рекламы на своей страничке, обязательно нужно изучить новые поправки в закон о рекламе или проконсультироваться по этому поводу, например, задав вопрос специалистам социальной сети.