Организация обучения компьютерной грамотности граждан старшего возраста
- Я работаю в культурном центре крупного автопредприятия. В нашей библиотеке установлены общественные компьютеры. Скажите, пожалуйста, можем ли мы скачать ваш учебник, выложенный на этом сайте, и разместить на Рабочем столе наших общественных компьютеров?
-
Программа «Азбука интернета», методические материалы и презентации к урокам находятся в свободном доступе.
Вы можете скачать учебник с нашего сайта и разместить его на Рабочем столе любого компьютера, в том числе и на том, что находится в вашей библиотеке. Конечно, если руководство библиотеки не против. Если же библиотека запретит хранение учебника на общественном компьютере, можем предложить другое решение — использование флеш-карты.
Скачайте на компьютер в библиотеке учебное пособие «Азбука интернета». Затем вставьте флешку в разъем USB на компьютере. На компьютере откроется окно, в котором нужно нажать на строчку «Открыть папку для просмотра файлов». Перетащите документ курсором или скопируйте его в открывшееся окно. Извлеките флешку из компьютера.
Таким образом, скачанный учебник «Азбука интернета» всегда будет с вами. Вы можете носить с собой флешку, подсоединять к любому компьютеру, открывать и работать с информацией, которую вы на ней разместили.
- В школе третьего возраста нас учат работе с ПК. Но в договоре не сказано, по какой программе и учебнику должно проходить обучение. Скажите, пожалуйста, должен ли преподаватель посвящать нас в план учебы и другие детали?
-
Существует множество программ по обучению компьютерной грамотности пенсионеров. Преподаватели могут компилировать и соединять материалы из разных пособий. Многие используют программу «Азбука интернета». На сайте azbukainterneta.ru размещены методические материалы и презентации к урокам для преподавателей и сам текст учебника для слушателей курсов.
Безусловно, при формировании группы вас должны проинформировать, по какой программе будет проводиться обучение, на сколько часов оно рассчитано, в какое время будут идти уроки. Должны быть решены все организационные вопросы: место и формат занятий, необходимые материалы и оборудование и т. д.
Возможно, в договоре на обучение эти нюансы не прописаны. Но вы вправе задать все вопросы организаторам при заключении договора и тем более, имея его подписанный экземпляр.
- Я преподаю информатику и ИКТ, мне предложили провести курс обучения пенсионеров по вашей программе. Напишите, пожалуйста, что входит в оплату преподавателя курсов, на основании какого государственного документа ведется расчет зарплаты?
-
Единого документа по расчету зарплаты преподавателя компьютерной грамотности для пенсионеров нет. Расчет зарплаты выполняется согласно действующим в учреждении тарифам, сдельным расценкам, окладам. Также учитывается отработанное сотрудником время и количество обученных граждан. В вашем случае лучше проконсультироваться с юристом по трудовым вопросам.
- Нужно ли во время обучения проводить контрольные для пенсионеров?
-
Да рекомендуется. Чем больше внимания вы уделите повторению изученного материала, тем лучше группа его усвоит. Контрольную работу вы можете построить на основе контрольных вопросов, которые опубликованы на сайте к каждой главе учебника. Вы найдете их и в методических материалах к урокам.
К тому же контрольная работа позволит вам оценить уровень усвоения информации слушателями. Если нужно, организуйте дополнительный урок для повторения материала, который вызвал наибольшие сложности.
- Хотим открыть в городе несколько классов по обучению пенсионеров. Посоветуйте, с чего начать.
-
Вначале решите, где будут располагаться классы. Если их несколько, логично разместить их при учреждениях одного типа, которые работают с людьми старшего возраста. Например, при библиотеках или учреждениях социальной защиты. Если переговоры с руководителями ведомств прошли удачно, начинайте оборудовать классы.
Рекомендуемое количество слушателей в группе — максимум 10-12 человек. Компьютер и рабочее место должно быть у каждого, в том числе у преподавателя. Для обучения также рекомендуется приобрести мультимедийное оборудование и многофункциональное устройство. Технические характеристики компьютерного оборудования вы найдете в разделе «Полезная информация».
Для обучения рекомендуем воспользоваться программой «Азбука интернета». Преподавателям нужно зарегистрироваться на нашем сайте, тогда у них будет бесплатный доступ к методическим материалам по каждому уроку.
Обратите внимание, что обучение людей старшего возраста имеет определенную специфику. Потребуется особый подход к обучающимся. При необходимости вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам через форму обратной связи на сайте.
- Можно ли не выдавать учебное пособие «Азбука интернета» каждому ученику? Достаточно ли одного на весь класс?
-
Не очень понятно, как вы хотите использовать в преподавании одно распечатанное пособие. Даже если у вас совсем маленькая группа из 3-4 человек, нужно, чтобы у каждого перед глазами был учебный материал. Кроме того, учебник сокращает время на запись под диктовку: слушателям достаточно делать пометки на полях учебного пособия. Тиражировать пособие можно достаточно экономичным способом: распечатать на принтере и сброшюровать, сделать несколько копий и положить в папку и т. п.
- Хотим открыть группу по обучению компьютерной грамотности пенсионеров. Нам выгоднее собрать группу из 25-30 человек. С какими сложностями мы можем столкнуться?
-
Если группа слишком большая, это может сказаться на качестве обучения, так как преподавателю будет сложно уделить внимание каждому слушателю курсов. Как правило, уровень усвоения нового материала в группах очень разный. Чтобы объяснить материал отстающим, требуется время и терпение. При этом остальные обучающиеся во время урока не будут задействованы. Если вы все-таки решите собрать группу в 25-30 человек, то рекомендуем взять помощника преподавателя для индивидуальной работы с обучающимися.
- Собираемся открыть сеть классов в библиотеках. Обучать будут волонтеры и сотрудники библиотек. Нужно ли проводить дополнительные семинары для преподавателей?
-
Да, установочные занятия желательно провести, поскольку существует определенная специфика в обучении людей старшего возраста. Преподаватели должны быть готовы к индивидуальной работе с каждым слушателем. Также обратите внимание на количество человек в группе: 10-12 — это максимум для одного преподавателя. Наши специалисты готовы оказать помощь в проведении тренингов для будущих преподавателей курсов. Если возникнет необходимость, обращайтесь. На сайте вы найдете нужную контактную информацию.
- Мама-пенсионер хочет пройти обучение по программе «Азбука интернета», разработанной «Ростелекомом». Что нужно для этого сделать?
-
Ваша мама может попробовать пройти обучение самостоятельно. Для этого нужно с сайта скачать учебник «Азбука интернета». Он в свободном доступе. Также в каждом регионе организованы курсы по обучению пенсионеров. Как правило, они проходят при учреждениях социальной защиты населения, библиотеках, их организуют при отделениях Пенсионного фонда России или «Ростелекома».
- Где и как я могу записать на курсы по обучению компьютерной грамотности свою маму-пенсионерку?
-
В каждом регионе открыты подобные курсы. Но обучение может строиться по-разному. Компьютерные классы могут быть организованы при библиотеках, отделениях Пенсионного фонда, центрах социального обслуживания, школах. Мы советуем вам обратиться в местное отделение Пенсионного фонда России, либо в учреждения соцзащиты (центры социального обслуживания по месту жительства).
- Хочу отправить маму на курсы по обучению компьютерной грамотности. Как их найти в своем городе?
-
Курсы по обучению компьютерной грамотности могут проходить при библиотеках, центрах социального обслуживания населения, службах занятости, отделениях Пенсионного фонда России, школах, общественных организациях (например, Всероссийском обществе инвалидов, Российском союзе пенсионеров). Также можете в интернете поискать информацию о том, где идут подобные курсы. В строке поиска наберите: «Курсы по обучению компьютерной грамотности пенсионеров» и название города.
- С января 2015 года работаем по программе «Азбука интернета». Очень удобно пользоваться методическими материалами и презентациями. Замечательно, что готовятся новые модули. Спасибо! Подскажите, куда нам обратиться за разъяснениями по Постановлению о софинансировании Пенсионным фондом обучения неработающих пенсионеров компьютерной грамотности?
-
Этот документ называется Постановление Правительства РФ от 22.01.2015 № 33 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456». Пенсионный фонд выделяет регионам субсидии на обеспечение социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности. Заявки на получение субсидий оформляются органами региональной власти. Порядок и правила прописаны в законе № 456 и № 33. Вот ссылка на Постановление от 22.01.2015 № 33 http://government.ru/media/files/7c9fcd0SMAI.pdf. Подробные разъяснения можно получить в региональном министерстве (департаменте), курирующем вопросы социальной защиты населения.
- Должен ли преподаватель проходить аттестацию, и выдают ли сертификаты об участии в проекте?
-
Программа «Азбука интернета» создана в помощь преподавателям и волонтерам, которые проводят обучение. Аттестации для доступа к материалам программы не требуется. Но, возможно, ее потребуют пройти в учреждении, которое проводит курсы. Также организаторы курсов могут утвердить внутренним документом образец сертификата о прохождении обучения по программе для слушателей курсов.
- Искала в интернете особенности преподавания для людей старшего поколения и нашла ваш сайт. Скажите пожалуйста, могу ли я использовать ваш материал? Он бесплатный? Не нарушу ли я какие-либо права, взяв ваш курс за основу? Нужно ли подавать документы для реализации данного проекта? Кто отвечает за набор группы (мы или вы)? Кто вообще курирует проект?
-
Да, вы можете использовать материал, размещенный на сайте, для подготовки уроков и организации обучения. Проект «Азбука интернета» благотворительный. Все материалы программы находятся в свободном доступе и созданы в помощь обучающим и обучающимся. Никаких прав вы не нарушите. Вы сами организуете курсы, исходя из ваших возможностей и ресурсов, сами набираете группы.
Периодически мы проводим семинары для регионов в помощь преподавателям и организаторам. Записи размещены на сайте в разделе «Полезная информация». Можете их посмотреть. Возможно, что-то пригодится.
- Курсы продолжительностью 15 и 24 часов кратковременны и не предполагают выдачу сертификата, так как учреждение не имеет лицензии. Как правильно завершить обучение?
-
Такие курсы не являются образовательной услугой и лицензии не требуют. Вы можете оформить их как социальную или информационно-просветительскую услугу для граждан старшего возраста.
В заключении занятия рекомендуется провести тестирование группы или проверочное занятие. Можно использовать для проверки знаний контрольные вопросы. Весь список контрольных вопросов к занятиям базового курса можно найти здесь (раздел сайта Учебник/ Посмотреть все вопросы).
Это нужно для того, чтобы вы понимали эффективность проведенного обучения, какие темы оказались самыми сложными. Впоследствии вы можете уделить им больше внимания.
Также рекомендуем вашей организации утвердить шаблон сертификата об окончании курсов компьютерной грамотности. Вы можете его вручать слушателям по итогам занятий.
-
Можно ли прописать в трудовой книжке преподавательский стаж? Я работаю в библиотеке и помимо выполнения основных обязанностей два раза в неделю преподаю курсы. Я — молодой сотрудник, сразу после окончания педагогического университета пришла на работу в библиотеку. И такой опыт мне был бы только на пользу.
-
Если в штатном расписании учреждения есть такая должность, и вы ее занимаете, то работа в качестве преподавателя может быть отражена в трудовой книжке. Обратите внимание, что должность преподавателя есть только в учреждениях с лицензией на образовательную деятельность. То есть учреждение должно иметь право оказывать образовательные услуги.
Далеко не всегда должность преподавателя есть в штатном расписании библиотеки. И обучение здесь проходит как информационная или консультационная услуга. Но в трудовой договор с учреждением можно вписать в обязанности проведение занятий, информационных консультаций по компьютерной грамотности. И эти обязанности вы можете указать в своем резюме.
В 2018 году Минтруда России утвердил профстандарт на новую профессию цифрового куратора. Возможно, такая должность уже введена в штатное расписание библиотеки, или это можно сделать. Цифровой куратор — тот же преподаватель, но обучающий в формате консультаций. Фактически он реализует задачи по представлению информационной (социальной) услуги.
Рекомендуем по этому вопросу проконсультироваться с юристами в сфере трудового права. Возможно, найдутся еще какие-то варианты решения.
- Мы организовали курсы. Нужно ли выдавать слушателям какой-либо документ об окончании курсов? Должен ли быть документ официальным, с подписью руководителя и печатью учреждения?
-
Если ваши курсы по обучению организованы как социальная услуга или услуга по дополнительному образованию, вы должны сами принять решение, будете ли выдавать документ об окончании курсов. При положительном решении ваша организация должна определить, каким будет формат данного документа, с печатью или нет. Вы можете принять какой-либо внутренний документ, регламентирующий формат и порядок выдачи диплома или сертификата об окончании курсов.
- После обучения по «Азбуке интернета» могу ли я преподавать компьютерную грамотность воспитателям в нашем детском саду?
-
Да, после ознакомления с программой «Азбука интернета» любой пользователь со средним уровнем владения персональным компьютером сможет преподавать компьютерную грамотность начинающим пользователям. Но обратите внимание, официально в соответствии с российским законодательством ваша деятельность по обучению компьютерной грамотности в документах учреждения должна проходить как социальная услуга или услуга дополнительного образования.